Главная Все события

Если ребенок отказывается идти на занятия, что делать?

20 июня 2017

Забота о гармоничном развитии ребенка — одна из главных для родителя. Выбрать для него подходящее направление, удобное место для занятий, компетентного педагога или тренера… Казалось бы, все этапы пройдены, задачи решены и можно наблюдать за успехами малыша, постигающего целый мир новых умений и навыков. Но нет, что-то пошло не так и внезапно Ваше чадо наотрез отказывается идти на очередное занятие. Что делать: прислушаться к ребенку и не заставлять заниматься дальше или настаивать на продолжении?

У родителя в голове сразу же проносится куча разных мыслей: не хочется давить на ребенка, но и не хочется растить юного лентяя, к тому же, занятия полезны для развития и скорее всего сейчас он просто капризничает, а настроение скоро изменится. А потом вспоминаются истории о людях, окончивших музыкальную и художественную школы, но после получения диплома не притронувшихся к музыкальному инструменту или холсту. А еще о тех людях, которые под влиянием настроения бросили занятия творчеством, но впоследствии сожалевших о том, что родители не настояли на продолжении обучения.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ХОДИТ В ШКОЛУ

Всегда помните, что в дошкольный период развития для ребенка главное — это игра. Абсолютно все занятия проходят в игровой форме или с элементами игры, главным мотивирующим фактором выступают позитивные эмоции. В этом возрасте дети еще не готовы преодолевать трудности и воспитывать свой характер, для них не существует момента «потом», есть только «здесь и сейчас».

Поэтому если Ваш ребенок вчера с удовольствием плавал в бассейне, занимался акробатикой или проектировал роботов, а сегодня и слышать о них не хочет, нужно выяснить ответы на несколько вопросов:

  • Причина нежелания заниматься — это сам вид деятельности, перемены в месте, где занимается ребенок, отношения с педагогом или тренером? Если причина в этом, то есть смысл попробовать другие виды занятий, ориентируясь на способности ребенка, поменять преподавателя или место.
  • В нежелании заниматься виновато настроение? Побеседуйте с Вашим ребенком, отправьтесь на прогулку, смените обстановку или деятельность, уделите время эмоциональному контакту. Возможно, скоро настроение изменится, и он сам попросится на занятия!
  • Причина в том, что ребенок пресытился занятиями и ему нужен перерыв? Тогда временно смените секцию или студию, в которой занимается Ваш ребенок, или вообще дайте ему время для передышки. Поверьте, пропуск нескольких занятий и отставание в программе — это меньшая жертва по сравнению с занятиями из-под палки, которые могут гораздо сильнее навредить ребенку.

 

Помните: у ребенка с раннего детства не должно сложиться впечатление о своей несвободе, отсутствии возможности выбора и права самостоятельно решать и выбирать для себя. Ведь это основа личности!

 

КАК ОБСТОИТ ДЕЛО СО ШКОЛЬНИКАМИ?

Здесь ситуация складывается в корне иным образом. В этом периоде развития ребенок способен контролировать себя, свои мысли и эмоции (хотя, конечно, и с разной степенью успеха), способен планировать день, организовывать свое время, гордиться своим умением решать задачи, побеждать и получать награды.

Безусловно, в большинстве вопросов ребенку по-прежнему нужна помощь и поддержка родителей, их умение направить советом. С ребенком постоянно нужно сотрудничать, помогать ему в сложных ситуациях, вселять уверенность и учить умению извлекать опыт из ошибок и поражений.

Если ребенок не хочет продолжать заниматься тем, что раньше приносило ему удовольствие, нужно выяснить ответы на следующие вопросы:

  • Ребенок принял решение прекратить занятия, потому что считает, что они ему не подходят или он недостаточно хорошо справляется? Здесь возможны разные сценарии: от поиска и проб других занятий до выяснения причин, почему ребенок так думает. Возможно, ему не хватает уверенности в себе, он зажат и скован, потому считает, что плохо справляется с задачами. Возможно, ситуация сложилась так в связи с недостаточным доверием тренеру или педагогу, напряженными отношениями с ним или просто его некомпетентностью. В этих случаях можно поменять педагога, место занятий или больше внимания уделить общению, и это станет решением проблемы.
  • Ребенок не справляется с нагрузкой, поэтому не хочет продолжать заниматься? Проанализируйте занятость ребенка в течение дня: сколько времени и сил отнимает школа и выполнение домашнего задания? Сколько секций и студий для развития посещает Ваш ребенок? Посещает ли дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам, экзаменам, репетиторов? Возможно, имеет смысл снизить нагрузку и отказаться от менее актуальных в данное время задач. Или рассмотреть вариант смены формата: например, отказаться от нагрузки в музыкальной школе в пользу занятий в студии, отнимающих меньше времени и сил.
  • Не мешают ли в принятии решения Ваши личные амбиции? Решите, стоит ли заставлять ребенка заниматься, несмотря ни на что. Скорее всего, он либо поддастся давлению, либо пойдет с Вами на конфликт. В обоих случаях придется чем-то жертвовать: пострадает либо самооценка ребенка, либо авторитет родителя.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы у ребенка было полноценное, счастливое детство. Но важно не перейти ту грань, когда желание дать ребенку самое лучшее сменится ожиданием того, что он станет чемпионом, требованием наград и призовых мест. Приводя ребенка на те или иные занятия, будьте готовы к тому, что он может добиться в них большого успеха, а может и вовсе быстро потерять к ним интерес. Главное, уметь контролировать эти процессы: чаще общайтесь с детьми, позволяя личности ребенка раскрыться!

Движение — это жизнь, а  жизнь — это постоянный риск! Рискуйте вместе со своим ребёнком, пробуйте, направляйте его. Если Вы сами не будете верить в своего ребёнка или не иметь времени, сил и терпения на то, чтобы вырастить талантливого спортсмена  или танцора, то ничего не получится. Мотивируйте его, поощряйте, проживайте любую победу и поражение вместе, и тогда в будущем наверняка Ваш ребёнок скажет Вам спасибо!

Дарья Баранова Хореограф-постановщик клуба «Магис Дети»